12 июля 2017 г.

Дэниел Киз. "Цветы для Элджернона" (16+)

Источник
   Не помню уже, когда узнала об этой книге и кто рекомендовал её прочитать. Но приобрела её в книжном магазине весной этого года. И ждала она своего часа, надо сказать, долго. Всем читателям и гостям блога советую не откладывать в долгий ящик роман Дэниела Киза (1927-2014), американского писателя (биография Д.Киза >>>>> здесь, здесь).
   "Док Штраус сказал што я должен писать все што я думаю и помню и все што случаеца со мной с севодня", - так начинает Чарли, главный герой романа, знакомить нас со всем тем, что происходит и будет происходить в его жизни. Мы читаем сначала его "атчёты", чуть позже превращающиеся в "отчёты".
   "Меня завут Чярли Гордон я работаю в пикарне... Мне 32 года и через месец у меня день рождения".
   Он любит своё дело, а самое главное - любит всех вокруг себя. И не важно, что многие над ним смеются, издеваются. Просто-напросто ему вся эта суматоха вокруг него непонятна: Чарли Гордон - умственно отсталый. Но именно Чарли в результате научного эксперимента должен стать человеком. Помните, М.А. Булгаков уже описал такой эксперимент в "Собачьем сердце": профессор Преображенский собаку превращает в человека. Человека с собачьим сердцем. Здесь же человек должен стать снова человеком. Абсурд? Отнюдь нет. Общество не считает Чарли человеком. Ведь он не может читать, грамотно писать, да ничего из того, что делает любой здравомыслящий человек. Чарли умеет только любить. Всех. Бескорыстно. По-детски. Ничего не требуя.
"Почему все твердят мне, что я становлюсь человеком? Я был человеком всегда, даже до того, как меня коснулся нож хирурга". 

"Я – человек, я – личность, у меня есть отец и мать, воспоминания, история. Я был и до того, как меня вкатили в операционную!"

   Эксперимент удался. Из ничтожества Чарли становится гением: изучает несколько языков, разбирается в структурной лингвистике, спорит с величайшими врачами. Готово ли общество принять его таким? И снова - нет. Человек не принимает человека из-за собственного эгоизма, зависти, невежества.

"Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума".

   Как и М.А. Булгаков, Д.Киз задаёт вопрос: "Должен ли человек идти против природы, против Бога?"

"- Что может быть плохого в том, что человек хочет стать разумнее, получить знания, понять мир и самого себя?
- Почитай повнимательнее Библию и поймёшь, что человек не должен превосходить назначенного ему Господом... Чарли... Оставайся таким, каким был раньше".

   Можно ли изменить общество? Можно ли поменять отношение людей к нездоровым людям? Не знаю, сколько лет или столетий должно пройти, чтобы все полноценные поняли, что каждый неполноценный - тоже человек. 
   Эксперимент нельзя считать удавшимся. Да разве можно было рассчитывать на удачу при неполном исследовании? 
   Эксперимент можно считать удавшимся. Результаты ясные: общество не проходит проверку неполноценными людьми. 
   
"... слишком часто погоня за знанием подменяет поиски любви...Человек, обладающий разумом, но лишенный способности любить и быть любимым, обречен на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть и на тяжелое психическое заболевание"

   Чарли искал любовь. Всю свою неполноценную жизнь. Да и несколько месяцев полноценной жизни он находился в поисках любви. Нашёл её? Несомненно. Находясь снова в состоянии безумия (не сумасшествия), Чарли вспоминает своего маленького друга - мышонка Элджернона.

"Пожалуста если с можите положите на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе"

   Герой становится тем же Чарли. Тем же? Пока помнит то, что с ним происходило, он не такой. 

"Пожалуста скажыте профу Немуру штобы он не абижался когда люди смиюца над ним и тогда у нево будет много много друзей. Очень легко иметь друзей если раз ришаеш смияца над собой. Там где я буду жыть у меня будет много друзей"

   И как важно для Чарли иметь друзей. Тех, кто будет понимать, что он Человек. Способны ли мы на такой поступок?

О "Цветах для Элджернона" в сообществе

24 комментария:

  1. Очень наряженное лето, причины разные))) что-то пока еще толком ни одной книги, отложенной на лето не прочитала. Ладно, все равно доберусь. Заношу и книгу "Цветы для Элджернона" , спасибо, Ольга Николаевна, люблю Ваши отзывы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, книга небольшая по объёму, можете её за два-три вечера прочитать. Рекомендую очень. Фильм, оказывается есть. Да не один. После "Великого Гэтсби" посмотрю и его.
      Рада видеть и слышать Вас!

      Удалить
    2. Ольга Николаевна, замечательный отзыв, да ещё и параллели с "Собачьим сердцем"!Вот не додумалась о подобном на уроке, придётся вернуться. Профессор Преображенский в отличие от доктора Борменталя считал,что сердце у Шарикова именно человеческое. Многозначность слов даёт пищу для ума.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна!
      Эту книгу прочитали-перечитали многие мои ученики. До потрясения.
      Готовимся к ЕГЭ, ОГЭ, итоговому сочинению, ребята приводят в качестве литературного аргумента "Цветы для Элджернона": много разных проблем поднимает Д.Киз.
      Рада видеть Вас! Надеюсь на профессиональное общение))

      Удалить
  2. Ольга Николаевна, вы читаете мои мысли. Я давно уже собиралась опубликовать пост-отзыв об этой книге. Задержала только потому, что 9 августа у Киза юбилей, подумала приурочить пост к этой дате. Книга потрясающая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, а я вот как раз и пропустила, к своему стыду, юбилейную дату. Да, Д.Кизу исполнилось бы 90...
      Буду с удовольствием читать и Ваш пост-отзыв о понравившейся и мне книге.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ольга Николаевна!
    Эта книга - одна из моих самых любимых. Есть такой у меня мини-список действительно "взявших за душу" литературных произведений.
    Только хочу предупредить тех, кто решит читать впервые.
    Эту книгу НЕЛЬЗЯ читать впопыхах, если что-то отвлекает, или когда плохое настроение (когда чем-то раздражены).
    К этой книге надо подготовиться, как к походу в церковь. То есть, иметь достаточно времени и желания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
      Вот как! Хотела бы знать содержание Вашего списочка ))
      Книга, действительно, заставляет задуматься над многим. И слёзы льются...

      Удалить
  4. Оля, привет! Спасибо, меня очень заинтересовала книга, я люблю читать и размышлять на подобные темы. Например, "Привет, давай поговорим", помнишь? Проблема принятия-непринятие очень серьезная, мне кажется, каждый человек должен сначала сам для себя решить, какого его отношение, его подход или его отсутствие. А потом уж как кто себя поведет: будет с отвращением отворачиваться от таких людей или считать их полноценными членами общества, на которых нельзя показывать пальцем и долго вглядываться до неприличия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, здравствуй!
      Проблема принятия - неприятия здесь вторична всё же. Автор продолжает традиции М.Булгакова. Д.Киз отвечает на вопрос: "Можно ли творить человека?" Мы видим, чтО может случиться, если пойдём против природы. Да, эксперимент, на мой взгляд, хороший. Но и он не доведён до конца, потому что изучить человека до конца не дано никому.
      О повести Дрейпер я вспоминала тоже. Нашла общее. И всё же у Киза другое.
      Читай книгу с удовольствием!

      Удалить
  5. Ольга Николаевна, прочитала ваш пост, и сразу захотела найти и почитать эту книгу! ЗДОРОВО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
      Читайте с удовольствием! Книгу можно прочитать за два вечера. Но это непростое чтение.

      Удалить
  6. Закладочку сделала, попробую прочитать.
    У меня какой-то стал извращенный вкус - сама не знаю,что хочется)
    Сейчас читаю долгожданный перевод "Мальчики в лодке" Дэна Брауна. Очень нравится.

    ОтветитьУдалить
  7. Как только ухожу в отпуск, у меня готовы 3-5 книг для чтения. Потом... Не знаю тоже, что читать.
    Взяла на заметку книгу Д.Брауна ))

    ОтветитьУдалить
  8. Ольга Николаевна, добрый вечер!Внесла книгу в свой список. Спасибо большое за отзыв!В последнее время к этой проблеме (отношение к людям с ОВЗ) обращаются все чаще и писатели, и общественные деятели. Значит, общество на пути решения многих проблем, возникающих в жизни людей с ОВЗ. В странах Запада, Америки очень высок уровень разрешения этих проблем, что не скажешь о нашей стране.
    Данная проблема рассматривается и в этих книгах:
    -"Взгляд кролика" К.Хайтани;
    -"Все из-за мистера Террапта" Р.Буйе;
    -"Трава, пробившая асфальт" Т.Черемновой;
    -"Белое на черном" Рубена Давида Гонсалеса Гальего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, здравствуйте!
      Повторю ещё раз, что проблема отношения к людям с ОВЗ в данной книге вторична. Произведение сопоставимо с "Собачьим сердцем" М.А. Булгакова.
      Спасибо большое за список книг ))
      "Взгляд кролика" читала лет 7 назад. Тогда купила книгу в Москве и залпом прочитала.
      Об отношении к детям с ОВЗ рекомендую ещё прочитать "Привет, давай поговорим" Ш.Дрейпер.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ольга Николаевна! "Цветы для Элджернона" - одно из моих любимых произведений, до сих пор помню, под каким сильным впечатлением я была после его прочтения! Причем я прочитала и первоначальный рассказ и полноценный роман. Интересно, что автор был удостоен за них литературными премиями (Хьюго и Небьюла).
    У Дэниэла Киза еще очень впечатляет «Таинственная история Билли Миллигана». Эти произведения стоит прочитать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна (простите, не знаю отчество)!
      Приветствую Вас в числе постоянных читателей блога! Рада, что присоединились ))
      Спасибо Вам за отзыв и рекомендацию! Обязательно прочитаю и другое произведение Д.Киза. Советы библиотекаря для меня бесценны!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я понимаю, что в целом это несопоставимо. Но, всё же, меня роман заставил вспомнить " Превращение" Кафки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Алексеевна, здравствуйте! Надо же: Кафку вспомнили! Не любила я его произведения, ещё с университета. А так как не люблю насекомых, то чтение "Превращения" было для меня сродни подвигу ))

      Удалить
  11. Спасибо, Ольга Николаевна. Я тоже когда-то с удовольствием и состраданием прочитала эту книгу. Кстати, есть ещё и рассказ под этим же названием.
    А я в июне перечитала "Факультет ненужных вещей", написала отзыв. Роман Домбровского изумителен, ощущения читательские прекрасные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Георгиевна, рада видеть Вас!
      Рассказ я видела: оказывается, простоял на книжной полке у мамы лет 20 ))
      Домбровского и я бы перечитала и почитала, но пока перед ним стоит очередь ))
      С Вашими впечатлениями познакомлюсь. Спасибо!

      Удалить
  12. Здравствуйте, Ольга Николаевна. Спасибо, что напомнили. Читала с удовольствием. Сильное произведение.
    И как всегда, взяла ещё ряд книг на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Геннадиевна, здравствуйте!
      Очень рада видеть Вас! Давно не общались!
      Наши впечатления после чтения книги совпали. Будем дальше читать и "удовольствоваться"))

      Удалить

Уважаемый читатель! Спасибо за чтение данного сообщения! Буду рада услышать Ваше мнение.